https://may9.ru/
5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе в триатлоне
Велоэтап в триатлоне является самым длинным и самым быстрым этапом, который может обеспечить значительное преимущество в гонке. Хорошая аэродинамика особенно важна на полной дистанции Ironman и на железной “половинке”.
Наименьшее аэродинамическое сопротивление позволяет спортсмену передвигаться вперед с более высокой скоростью, затрачивая при этом меньше усилий. Понимание и использование принципов этой науки может улучшить результат и сохранить силы на длинных дистанциях.
Во время прохождения велоэтапа в триатлоне на гонщика действуют лобовое сопротивление воздуха и тормозящая сила, которая возникает в результате неравномерного давления воздушного потока. Сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости движения и фронтальной плоскости объекта: чем быстрее вы едете, тем с большим сопротивлением воздуха сталкиваетесь. Это особенно ощутимо при движении на скоростях выше 30 км/ч. Уменьшение фронтальной поверхности помогает снизить лобовое сопротивление и увеличить скорость при той же мощности, либо снизить мощность необходимую для поддержания той же скорости. В результате это позволяет сократить время прохождения велоэтапа и сберечь силы для бега.
Позади любого движущегося предмета воздушный поток становится разреженным, и его давление уменьшается по сравнению с лобовым давлением воздуха. В результате возникает тормозящая сила, которая также снижает скорость. Чем больше выступов, тем больше тормозящая сила, и чем более обтекаема форма движущегося объекта, тем меньше тормозящая сила сзади. Именно поэтому разработчики уделяют такое пристальное внимание геометрии рамы и форме труб велосипеда, а спортсмены стремятся настроить максимально аэродинамичную посадку.
Для быстрого и эффективного прохождения велоэтапа и экономии сил для бега стоит обратить внимание на то, как повысить аэродинамичность своей посадки и велосипеда. Для этого существует 5 способов.
1. Пройдите профессиональную настройку посадки под триатлон
Более 70% лобового сопротивления приходится на тело спортсмена. Именно поэтому настройку эффективной аэродинамичной посадки мы поставили на первое место. Такая посадка отличается от шоссейной более горизонтальным положением тела и более узким положением рук – это снижает лобовое сопротивление. При таком положении сложнее эффективно работать ногами, поэтому седло смещают вперед и вверх, увеличивая угол между бедром и корпусом спортсмена. Это позволит эффективно педалировать и снизит нагрузку на ноги, что сохранит ваши силы для бегового этапа.
Над поиском оптимальной посадки для триатлона трудится множество специалистов-аэродинамиков и биомехаников. Каждый год появляются какие-то нововведения, поэтому следите за новыми открытиями, и вы можете получить аэродинамическое преимущество.
2. Используйте лежаки – aerobars
Посадка должна быть не только аэродинамичной и эффективной, но и удобной: чем дольше гонщик сохраняет это положение, тем меньше лобовое сопротивление. Посадка на обычном шоссейном велосипеде весьма далека от аэродинамичной. Поэтому используйте или насадку-лежак на шоссейном велосипеде, или специальные модели велосипедов для триатлона. На дистанциях, где запрещен драфтинг, лежаки обеспечат более комфортную посадку, и вы сможете дольше оставаться в аэродинамичном положении. Что опять же позволит сохранить больше сил для бега.
Важно: настройка посадки делается с учетом наличия лежаков. Принимая участие в гонке, вы должны иметь достаточный опыт управления велосипедом в аэропозиции. Боковой и порывистый ветер могут существенно усложнять управление, вынуждая вас покинуть аэропозицию. Чем дольше вы сможете ее сохранять, тем большее преимущество вы получите.
Позаботьтесь о том, чтобы у вас была возможность переключения передач на лежаках. Особенно это касается шоссейных велосипедов с установленной насадкой. Некоторые спортсмены используют особую конфигурацию кокпита, позволяющую 100% времени проводить в аэропозиции, но управление велосипедом в такой конфигурации требует определенных навыков и большого опыта.
3. Используйте аэродинамичность своего велосипеда
Современные велосипеды для триатлона имеют хорошие аэродинамические показатели и обтекаемую форму рамы. Задача гонщика – максимально сохранить это преимущество и грамотно разместить еду, питье и прочие аксессуары на своем «самолёте». Спортивное питание лучше разместить в специальном футляре или сумке, которые крепятся на верхней трубе рамы позади рулевого стакана, а не приматывать к рулю или раме скотчем.
Полезная альтернатива круглым бутылкам на раме – питьевая система, которая крепится у лежаков и позволяет пить, сохраняя аэродинамичное положение корпуса. Выбирая и размещая такую питьевую систему, обращайте внимание на удобство расположения питьевого шланга и комфортное наполнение емкости на ходу. Если вы используете бутылки, закрепленные на раме, отдавайте предпочтение бутылкам аэродинамичной формы. Обычная круглая бутылка на раме создает довольно большое сопротивление. Дополнительный запас воды можно разместить на кронштейне за седлом. Там же сзади можно расположить компактный бокс с необходимыми инструментами и запаской.
Многочисленные гели, насосы, запасные трубки и баллончики с герметиком значительно ухудшают аэродинамичность велосипеда, создавая множество завихрений. Не берите с собой лишнего. Обслужите и проверьте велосипед перед гонкой, будьте уверены в его идеальном состоянии. Инструменты, запасные камеры, инфляторы не занимают много места и хорошо помещаются в компактную сумку за или под седлом. Брать с собой запасную трубку или баллон с герметиком нет смысла: быстро заменить трубку в полевых условиях, скорее всего, не получится, да и места она занимает много. Удобнее заполнить трубки герметиком заранее, это поможет справиться с небольшими проколами.
Большой мультитул со множеством инструментов тоже не нужен. Возьмите необходимый минимум.
4. Определитесь, нужен ли вам аэрошлем
Шлем-капля может быть эффективен на высоких скоростях, но должен подбираться под посадку конкретного гонщика. В таком шлеме важно как можно дольше держать голову в правильном положении, иначе можно получить обратный эффект.
Исследования показывают, что некоторые современные дорожные шлемы превосходят по аэродинамичности неудачно подобранные аэрошлемы. Кроме того, капля имеет, как правило, значительно более плохую вентиляцию по сравнению с обычными шлемами. В жаркую погоду это может привести к тепловому удару. Обратите внимание, что далеко не все PRO на Коне используют аэрошлемы.
5. Учитывайте ветер при выборе колес
Дисковые колеса – самые аэродинамичные? Не всегда. Если трасса встретит вас сильным и порывистым боковым ветром, дисковые или высокопрофильные колеса могут стать причиной сложностей с управлением велосипедом. Борьба с потерей равновесия вынудит гонщика не просто выйти из аэродинамичной позиции и взяться за руль, но и потратить силы. Поэтому выбирайте колеса для гонки, исходя из прогноза погоды, условий трассы и вашего опыта. Кроме того, диски и лопасти часто весят больше хороших колес с низким или умеренным профилем.
Выбирая колеса на гонку, учитывайте и рельеф трассы. Много раз мы встречали спортсменов, приехавших на гонку с задним диском, а на брифинге они узнавали, что поднялся ветер и дисковые колеса запрещены. Если вы уверены в своих силах и опыте и решили ехать на дисках, возьмите с собой обычные колеса с умеренным профилем на случай ветреной погоды.
В условиях сильных ветров Коны, Лансароте или Сочи многие PRO выбирают колеса с умеренным или высоким профилем вместо дисков.
Желаем удачи на стартах!