https://may9.ru/
Программа по плаванию
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, гармонично развивают практически все группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
Обучение детей плаванию по- прежнему остаётся важнейшей задачей. Особую актуальность навыки плавания приобретают в летнее время. Активный отдых на воде, морском или речном побережье, чрезвычайно полезен для здоровья человека. В то же время водоёмы являются местом повышенной опасности, особенно в летнее время. Ежегодно статистика пополняется печальными фактами гибели людей во время отдыха у водоёмов. Поэтому умение плавать и правильно вести себя на воде является жизненно важными навыком для каждого человека.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности.
Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
- Ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
- Изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
- Изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
- Изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
- движения ногами с дыханием;
- движения руками с дыханием;
- движения ногами и руками с дыханием;
- плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
Поэтапная программа подготовки.
Начальная подготовка.
Теоретическая подготовка.
Практическая подготовка.
Первый этап.
Основные задачи:
- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Практика
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Техника плавание кролем на груди.
Движения ног:
- сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна;
- то же с выполнением выхода в воду.
Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног.
Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног.
Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка.
Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки.
Плавание в полной координации.
Техника плавание кролем на спине.
Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.
Для совершенствования техники плавания повторное проплывание 4–6 раз по 25 метров.
Второй этап.
На занятиях по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Основные задачи:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием;
- закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
Теория.
История развития плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной жизни человека.
Практика.
Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами:
- движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации.
Проплывание отрезков 25–50 метров по 4-8 раз, 100 метров по 3-4 раза, 200 метров.
Техника плавание брассом.
Движение ног: у бортика, с помощью партнёра, после скольжения.
Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим скольжением. Повороты.
В конце этапа спортсмен должен: самостоятельно выполнять разминку пловца на суше; сдать контрольные нормативы; овладеть навыком надежного и длительного плавания; знать правила проведения соревнований по плаванию; освоить технику плавания брасс.
Третий этап.
На занятиях по плаванию осуществляется совершенствование функциональных возможностей организма, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, овладение технологиями прикладного плавания, овладение техникой плавания на открытой воде, приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Подготовка к соревнованиям различного уровня, изучение техники и тактики плавания, как один из этапов триалона.
Основные задачи:
- укрепление здоровья, закаливание;
- совершенствование техники всех способов плавания;
- планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
- гармоничное совершенствование основных физических качеств;
- обучение плаванию на открытой воде;
- техника и тактика этапа плавания в триатлоне,
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств,
- профилактика вредных привычек и правонарушений.
Теория
Правила соревнований.
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде.
Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.
Биомеханические особенности техники плавания.
Основные методы оценки физического, функционального и эмоционального состояния организма.
Основные особенности плавания на открытой воде.
Практика
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Плавание в умеренном и переменном темпе до 200 метров. Интервальное и дистанционное плавание.
Техника плавания способом дельфин.
Движения рук: стоя на дне, скольжении. Движения ног после скольжения и ныряния. Плавание с доской, без доски при помощи только ног при различных положениях рук, плавание при помощи только рук с задержкой дыхания.
Согласование движений руками с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой. Проплывание отрезков до 10, 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания. Имитация поворота при плавании способом дельфин.
Стартовый прыжок со скольжением и выдохом на поверхность при плавании способом дельфин. Поворот при плавании способом дельфин. Плавание в полной координации.
Освоить технику плавания дельфин. Сдача контрольных нормативов. Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.
Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи.
Плавание брассом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде.
Судейство соревнований по плаванию и триатлону, дистанции в триатлоне на этапе плавание.
Минимальные контрольные нормативы после 3-х этапов обучения:
|
50 м, вольный стиль, мин. |
|||||
юноши |
девушки |
|||||
Оценки |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
1 этап |
0.59 | 1.02 | 1.05 | 1.02 | 1.05 | 1.07 |
II этап |
0.49 | 0.52 | 0.58 | 0.54 | 0.58 | 1.02 |
III этап |
0.39 | 0.42 | 0.49 | 0.44 | 0.49 | 0.54 |